• Сб. Окт 23rd, 2021

    Every HoliDay

    Немного обо всём

    Ребенок не хочет учиться — что делать

    Автор:admin

    Окт 10, 2021
    Ребенок не хочет учиться - что делать

    Не хочу делать домашнее задание! И задание от логопеда — тоже! И музыкалку вашу видал я…

    Иногда развивающие занятия для ребенка некоторым образом родительская блажь. Развивашки для двухлеток лично я таковыми и считаю, кто-то сочтет блажью упомянутую музыкалку. Иногда эти самые развивающие занятия — жизненная необходимость, если у ребенка есть проблемы с развитием. Но и в той, и в той ситуации ребенок протестовать может совершенно одинаково, и если развивашки для нормального двухлетки можно безболезненно отменить, то занятия с дефектологом отменять — так себе идея.

    Итак, есть ребенок. Есть обучающая задача — будь то обучение просьбе, показ картинок, сортировка по цвету и форме, пропись, изложение, саксофон. Какие у нас есть варианты впихнуть в ребенка разумное, доброе, вечное? Всего два. Первый — завернуть не всегда очень уж сладкую пилюлю обучения в привлекательный фантик аниматорства — играть, петь, плясать, не забывая при этом во все игры и пляски вплетать свою обучающую цель. И второй — просто выдать материал и дать инструкцию — копать от забора и до обеда. На самом деле есть ещё вариант третий — забить. И не самый плохой, кстати, если речь идёт о нейротипичном развитии.

    И для этого вовсе не обязательно человека сажать за парту и весь этот багаж в него под угрозой двойки запихивать. Предвижу много возражений, но я ведь вас не призываю пробовать. Далеко не каждой семье этот вариант подойдёт, нужны определенные условия и среда, стимулирующая познание. В современных условиях анскулинг требует больших финансовых и временных вложений, и я не буду углубляться в эту тему — просто поверьте, что так тоже бывает.

    Всеми предыдущими статьями из цикла про трудности поведения мы в большей степени склонились к обсуждению ситуаций, когда целенаправленное обучение необходимо, когда этот самый культурный багаж человечества ребенком усвоиться не может, когда есть трудности в обучении, когда уже есть отставание, и нам необходимо его наверстать. В случае отклоняющегося развития никакой анскулинг невозможен, нам надо нежно брать ребенка за ушки и тянуть в социум, согласно разработанному плану и методике обучения.

    А то часто нелогично получается — улыбающуюся готовую к сотрудничеству норму мы за стол сажаем цвета и формы сортировать, тогда как эту нехитрую науку она прекрасно усвоит «из воздуха» — а орущего ребенка с задержкой в развитии отпускаем с миром — ну он орет же. Наверное сам говорить научится. До пяти не научился, а сейчас вдруг научится. Нет, товарищи. Сняли с глаз розовые очки, поставили крест на анскулинге для нашего особого ребенка, составили план обучения и вперёд, реализовывать с тем большей интенсивностью, чем сильнее отставание.

    Гладко на бумаге, есть план и программа — но вот перед нами ребенок, яростно протестующий против того, что мы там себе запланировали. Ему и так, в углу с верёвочкой нормально. Пять лет было нормально, что пристали. И ещё пять лет нормально будет. И я вам популярно сейчас это докажу. Громко и яростно. А если голосом не понимаете, могу и руки в ход пустить. И ноги. И зубы. Идите вы…

    В предыдущих статьях из цикла «Нежелательное поведение» я рассказала о функциях этого самого поведения — а их всего четыре. Привлечение внимания, избегание требований, доступ к желаемому и аутостимуляция. Крики и скандалы нашего особенка (и не только его, если наша условная норма ходит в школу, и вообще чем-то занимается, у нее тоже может найтись масса поводов для протеста) — это избегание требований.

    Первый, ещё раз напомню — аниматорство. Что-то похожее на маскировку кабачка в котлетку для малоежки. Учить так, что вроде и не учеба вовсе. Разочарую немного — вариант неплохой, но чем более ребенок нуждается в обучении — тем менее рабочий. Это норму хорошо обучать через широту ее интересов — обучающий же потенциал любимой и единственной верёвочки не так уж и велик. Поэтому не буду я на нем останавливаться. Получается — прекрасно, продолжайте. Я же остановлюсь на классике, варианте стол-стул-пособие.

    Сначала — самые простые задания, которые ребенок точно может выполнить, и быстро. После этого — свободен, новых заданий нет, более того — новую интересную игрушку можно! Или мультик. Постепенно не одно задание на столе, а два. Уже не тех, которые ребенок выполняет давно, а новых для него. И обязательно — вознаграждение в конце.

    С абсолютно всеми детьми, от своих собственных школьников до не понимающих речь трёхлетних детей с аутизмом я использую визуальный план. Он может быть разным, суть едина — занятие строится строго по видимой схеме, и заканчивается — когда схема отработана. Малышам я просто кладу все пособия на стол согласно плану. Пять пунктов плана — 5 стопочек. Сделано — убрано, осталось 4. С перерывами или без — смотрим на ребенка. Старшим могу просто нарисовать на листе бумаги игру-ходилку. Не заморачиваясь, дети большие, вырисовывать им не нужно, простой карандаш и обычный альбомный лист. Задание — перемена — задание — перемена — домик, конец занятия. Приз — выбирай машинку из ящика.

    Вроде задания все выполнил, но вы точно знаете, что он может лучше. Но как заставить? Так же, абсолютно со всеми детьми я использую в работе жетонную систему. Жетоны (обычные канцелярские магниты) я выдаю за выполненную часть задания. Собраны все (ребенок знает, сколько) — задание закончено, идём на перерыв. И если я точно знаю, что ребенок халтурит — жетон он не получает, пока не сделает лучше. Тонкостей введения жетонной системы очень много, так же, как и визуального планирования. Раскрыть все в одной статье невозможно, но важно понять две вещи — а) визуализация и очень постепенное усложнение плана действительно помогает бороться с избегающим поведением и б) эта самая визуализация — не что-то такое сопутствующее, а отдельная цель и задача. И сначала имеет смысл реализовать ее, добиться понимания ребенком правил игры — и лишь потом обучать.

    Я рассказала в основном про особых детей, но и для вашего совершенно обычного ученика, к примеру, музыкальной школы визуальный план может стать существенным облегчением его ежедневной рутины. Ещё 15 минут — может быть понятием расплывчатым, а вот эта песенка 5 раз, эта 5, и конец занятия — вполне понятная история. Проще сделать за 10 минут, чем 50 орать, а потом все равно придется сделать. Только важно помнить, что система работает при неукоснительном соблюдении всех договоренностей.

    (Visited 2 times, 1 visits today)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *